пятница, 4 декабря 2020 г.

В русском языке больше слов латинского или греческого происхождения?

 

Развитие греческого и латинского языка всегда шло в тесной взаимосвязи друг с другом, как и культура и экономика Греции и Рима. И всё же существует множество серьёзных лингвистических трудов, доказывающих первенство греческого языка и активное заимствование из него в латинский. Многие слова попали в русский из греческого посредством латинского.

Мощный "вал" греческих заимствований не только лексики, но фонетики и синтаксиса случился на Руси вместе с принятием христианства и переводом священных книг с греческого на русский. Напомню, что и известная всем кириллица - переработанная греческая азбука. Кроме того, графические начертания многих греческих букв совпадают с русскими. Это очень важно, т.к. языковые заимствования проще и активнее происходят между похожими языками, сближающимися на каком-то основании, по какой-то причине.

Такое сближение русского и греческого и произошло в IX-X-м веках, их объединила общая религия, т.е. общая государственная идея.

Значит, можно предположить (лингвистика не знает случая подсчёта), что заимствований из греческого языка в русском языке должно быть больше, чем из латинского.

Несколько фактов

Практически все слова, где есть "ф" (из греческого ph) в начале и середине слова - греческие заимствования, в исконных латинских словах такого сочетания не было, напр., просфора, рифма, фара и т.п.

Обилие приставок, префиксоидов, активно используемых в словообразовании, напр., авт-, анти-, гипер-, гипо, дис-, мета-, пара- и др.

Множество слов с греческими корнями, такими, как "граф-", "грамм-", "крат-", "лог-" и др.

Очень распространённый суффикс "-изм-", образующий сущ-е с абстрактным значением, напр, атеизм, идиотизм, коммунизм, социализм и т.п.

Многие личные имена имеют греческое происхождение.


Что такое Семья слов в русском языке? Какие слова из одной Семьи слов?

Семьей, как водится, называют круг людей, связанных разными видами родства: кровным или генетическим, а также духовным родством (на этапе создания этой самой семьи). В семье все члены могут иметь разные профессии и работы, но все они связаны общностью быта. Точно так же по аналогии с определением человеческой семьи, связаны между собой слова - члены в семье слов. У них может быть один корень ("кровное" генетическое родство), но вот написание и назначение слов может быть совершенно разное. Написание может отличаться от родоначальника семьи, за счет присоединения суффиксов, окончаний или приставок. Рассмотрим это на примере семьи слов, по корню сад - садоводство, рассада, посадка, садовник, садовод и прочее.

Обычно семьи слов, как и семьи человеческие, рисуют в виде генеалогического древа, например вот так:


Или же вот так, здесь мы видим "цветную" семью слов:





Сколько в мире человек разговаривает на русском языке?

 

Согласно приведенным исследованиям на русском языке разговаривают или считают его своим родным языком порядка 300-350 миллионов человек. Если брать население мира в 7 миллиардов, то это составит 4,28% населения (по нижней границе цифры). Хотя на одном из сайтов приведена цифра всего лишь в 150 миллионов (2,16%). Тут наверное вопрос в том, что официальный язык в России русский, но есть и свои местные языки, поэтому и расхождение в подсчетах. Опять же как считать эмигрантов, к примеру тех, кто давно уехал и у них уже родились внуки и правнуки за границей. Которые давно уже подданные других государств, но считают себя русскими.

В России по данным последней переписи проживает порядка 143 миллионов человек.


"Тарас Бульба". Первая экранизация повести Н.В. Гоголя

Десять минусов работы учителем

 

Каждый год высшие учебные заведения выпускают сотни молодых педагогов, но далеко не все они пойдут работать в школу. Конечно, учитель — это в первую очередь призвание, которое подразумевает влюбленность в свое дело и понимание его важности, но и в таком благородном труде есть немало недостатков.

1. Падение престижа профессии

К сожалению, сейчас авторитет педагога невысок. В наши дни он не учит, а «оказывает услуги» согласно договору, который подписывает с родителями школа. Именно поэтому бывает сложно найти общий язык с детьми, приструнить расшалившегося на уроке хулигана, достичь взаимопонимания с родителями.

2. Невысокая зарплата

Учителю не приходится рассчитывать на хороший заработок, особенно в первые годы работы. Уже потом зарплата несколько вырастет с увеличением стажа и повышением категории, но это далеко не сразу. Кроме того, есть надбавки за классное руководство, но они невелики.

3. Большая ответственность

Учитель отвечает не только за качество обучения, но и за безопасность школьников. Травма, полученная ребёнком, может повлечь за собой множество неприятностей для педагога.

4. Ненормированный рабочий день

Это только со стороны кажется, что учитель проведет положенное количество уроков за день и спокойно отправляется домой. На самом деле это не так. Вместо общения с близкими педагог часто проводит вечера, проверяя тетради учеников и оформляя различную отчетность.

5. Эмоциональное выгорание

Передача знаний — процесс творческий и требует постоянного напряжения. Вовлеченность в жизнь учеников предполагает большую эмоциональную нагрузку, которая является причиной стресса.

6. Сложные дети

В любом классе могут оказаться ребята, которые предпочитают баловаться на уроке, мешая своим одноклассникам и педагогу, а не получать образование. Учителю приходится тратить время и силы, чтобы успокоить их. Часто такое поведение детей спровоцировано их родителями, что тоже может быть причиной конфликтной ситуации.

7. Частые проверки

Школы находятся под пристальным вниманием различных надзорных органов, которые время от времени заявляются с проверками. Комиссии тщательно изучают документацию, могут присутствовать на уроках. Часто молодые учителя чувствуют себя неуверенно из-за этого и испытывают стресс.

8. Большое количество документации

Работа учителя напрямую связана с заполнением различных отчетов, планов и прочих документов. С каждым годом объем их неуклонно растёт. Этот труд требует много времени.

9. Дополнительные обязанности

Особенно это касается педагогов, у которых есть классное руководство. Часто приходится проводить различные мероприятия — например, субботники, которые проходят в выходной день.

10. Влияние работы на личную жизнь

Если вы учитель, будьте готовы к тому, что вся ваша жизнь будет под контролем со стороны администрации или родителей. Даже невинное фото на личной странице в соцсети может повлечь за собой множество проблем.

И всё же, несмотря на все недостатки, профессия учителя остается одной из самых благородных, полезных и востребованных обществом.


Проверка письменных работ учащихся при дистанционном обучении

«Перевернутый класс» как модель обучения

 


Модель образовательного процесса “перевернутый класс” представляет собой разновидность смешанного обучения. Здесь сочетаются традиционные формы получения знаний с элементами электронного дистанционного обучения и современных информационных технологий. Суть методики “перевернутый класс” заключается в том, что ученики в классе выполняют домашнее задание (выполняют практические и творческие задания, задают вопросы по теме, углубляя понимание теоретического материала ), а теоретическую базовую часть учебной программы проходят в свободное от уроков время с помощью мобильных устройств или компьютера в формате аудио/видео уроков, презентаций, вебинаров или интерактивных тестов. Таким образом, «перевернутый класс» - это модель обучения, при которой учитель предоставляет теоретический материал для самостоятельного изучения дома (в электронном виде и в виде материалов учебника), а на занятиях в классе ученики на практике закрепляют изученную информацию. Учебные материалы в онлайн-доступе позволяют работать ученикам в любое удобное для них время и независимо от темпа других учащихся, при необходимости, ставить на паузу и просматривать материалы несколько раз.

Одним из авторов и основателей такого подхода можно считать Салмана Хана. Он создал ресурс с краткими видеолекциями по разным дисциплинам, которыми могут пользоваться школьники и студенты по всему миру. Принцип удалённого просмотра краткой лекции, на котором основана вся идея Хана, и лежит в основе «перевёрнутого обучения». В 2007 году Джонатан Бергман и Аарон Сэмс, учителя химии в средней школе, начали записывать свои лекции на видео, чтобы их могли посмотреть ученики, часто пропускавшие занятия.

В условиях пандемии такая модель обучения может стать палочкой-выручалочкой для большой части педагогов, особенно, если это касается практико-ориентированных предметов, таких как изобразительное искусство, музыка, технология, основы безопасности жизнедеятельности.

Конечно, есть проблемы и при такой модели обучения. Не все ученики и не всегда изучают теоретический материал заранее. Однако, на уроке у них всегда будет возможность восполнить этот пробел, изучить материал самостоятельно, задать вопросы учителю и приступить к выполнению творческого задания. Сложности в такой модели могут возникнуть и у учащихся 1-2 класса, поскольку дети еще плохо читают и воспринимают текстовую информацию. Специально для самых маленьких учеников целесообразно готовить видео-материал в форме мастер-класса.

Модель «перевернутого класса» практически универсальна, ее можно использовать при различных формах обучения:

  • при дистанционном обучении;
  • при смешанном обучении, когда учащиеся посещают школу по свободному расписанию;
  • при смешанном обучении, когда часть учащихся обучается дистанционно, а другая часть – находится на уроке в школе.

Несомненно, модель «перевернутого класса» вызовет интерес не только у педагогов общего начального, основного и среднего образования, но и у педагогов профессионального, высшего и дополнительного образования, и поможет организовать учебный процесс в условиях дистанционного и смешанного обучения.


10 приемов и упражнений для тренировки техники чтения


Скорость чтения — критерий, который оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Ведь чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнение задания. На практике доказано, что ученик средних классов с низкой техникой чтения не сможет достигнуть высоких результатов в обучении. Поэтому и учителям начальных классов, и родителям младших школьников необходимо уделять особое внимание тренировке техники чтения. 

Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо:

увеличить частоту чтения;

расширять угол периферического зрения;

повышать устойчивость внимания;

улучшать оперативную память;

совершенствовать артикуляционный аппарат.

Прием «Спрятанные буквы»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;

слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;

разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно  не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);

более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

"Найди слово"

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

"Пирамидки слов"

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

 

http://pedsovet.su/_pu/69/40853727.jpg

Прием «Молния»

Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.

Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.

Упражнение «Тайна пропавшего предложения» 

карточки-с-предложениями

Работа с таблицами слогов

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно. 

Детям предлагаются различные задания:

прочесть строчку или столбец с определенной буквой;

произвольное прочтение слогов;

найти в таблице указанный слог;

послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники. Например, Узорова, Нефедова: Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы

Приемы для расширения угла зрения

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

Покажите ребенку первую карточку.

Школьник читает предложение и старается запомнить.

Через 6 — 8 секунд уберите карточку.

Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.

Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

На самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft  Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя  вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Прием «Скороговорка»

Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует.

Прием «Повторное чтение»

Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.

Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.

При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот  же промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоций у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат

Прием «День — ночь»

В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!»  все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.

Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.

Упражнение «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметки карандашом, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.