среда, 2 декабря 2020 г.

Тренируем внимание

Помните, как насмешил всех герой стихотворения С.Я. Маршака «Рассеянный с улицы Бассейной»? 

Вместо шапки на ходу 

Он надел сковороду. 

Вместо валенок перчатки 

Натянул себе на пятки… 

Когда чудак наконец выходит из своего дома в Ленинграде, с ним происходит множество забавных происшествий. А может быть, он не был рассеянным, а о чём-то сосредоточенно размышлял? Поэтому-то и попадал в комические ситуации, ничего не замечая вокруг? 

Знаменитый афинский мудрец Сократ однажды решил принять участие в военных действиях. Присоединившись к колонне воинов, он вместе с ними двинулся в путь. Во время движения колонны он задумался и остановился посреди дороги. Наступила ночь, похолодало, а Сократ продолжал стоять в одном хитоне, погрузившись в размышления. Когда же решение волновавшего его философского вопроса было найдено, оказалось, что так он простоял целую ночь, а войско за это время ушло далеко вперёд. Греки долго потом смеялись над незадачливым воином. Рассеянность Сократа вошла в поговорку. Но ведь можно сказать, что именно способность глубоко сосредоточиться на важной проблеме и дала Сократу возможность стать великим философом! 

Сосредоточенность – обратная сторона рассеянности. И обе они являются характеристиками внимания. Замечено, что все великие учёные обладали способностью сосредоточить мысль на самом главном. А насколько вы умеете быть внимательны и сосредоточенны? Можно ли научиться быть более внимательным? 

Одно из правил внимания гласит: самый короткий путь сделать много дел – делать в одно время одно дело, полностью сосредоточившись на нём. Иначе можно долгие часы проводить за домашним заданием, слушая музыку, поглядывая в окно или телевизор, думая о своих отношениях с товарищами. Глядь – уже поздний вечер, а уроки ещё не сделаны! 

Говорят, Наполеону удавалось делать семь дел одновременно! А Юлию Цезарю – десять! Но факты эти наукой не подтверждены. 

Не приходилось ли вам подмечать, сколько времени вы можете провести, занимаясь одним делом? Русский учёный-физиолог, Нобелевский лауреат в области медицины Иван Петрович Павлов, принимая на работу в свою лабораторию нового сотрудника, обязательно спрашивал: «А сколько времени вы можете работать? Что вас может отвлечь? Что вам нужно, чтобы работать долго?» Попробуйте и вы задуматься над этими вопросами… 

Чтобы проверить объём внимания, можно воспользоваться простым тестом. Приготовьте табличку (рис. 1). 

Затем скажите «испытуемому», что на секунду покажете ему рисунок, где будут цифры. Показав и убрав табличку, попросите его написать цифры и их сумму. А затем спросите, какие цифры на каких фигурах записаны. Большинство «испытуемых» растерянно ответит: «Я не обратил внимания», «Я не заметил» или «Такого задания не было!» Кстати, внимание повышается, если перед выполнением любого задания чётко сформулировать, чего вы хотите. 

Также для проверки внимания можно прочитать вслух фразу, например: «От топота копыт пыль по полю летит»,– и спросить, сколько раз в ней встречается буква «к» (или буква «ы»). Так проверяется не только слуховое, но и зрительное внимание. Ведь чтобы проверить ответ, нужно на воображаемом экране представить фразу написанной или напечатанной, просмотреть её и дать правильный ответ! стати, подобные упражнения повышают грамотность. 

Другая составляющая внимания – наблюдательность. Уже упоминавшийся нами учёный-физиолог Иван Павлов попросил высечь на фасаде здания научного института, которым он руководил, слово «наблюдательность». Это слово было своеобразным девизом исследователя. 

Человеческий мозг часто сравнивают с чрезвычайно быстро работающим компьютером. В этом сила человеческого ума, но в этом и его слабость. Наш ум не привык ждать. Мысли бегут в десятки раз быстрее, чем речь. Поэтому чужую речь мы слушаем вполуха: то внимательно вслушиваемся, то погружаемся в собственные мысли. Нам кажется, что всё понятно, мы уже подыскиваем аргументы для возражения. А оказывается, что смысл сказанного, его логика нами утеряны. Здесь, чтобы проверить себя, можно использовать формулу «Правильно ли я тебя понял?» Проговорив эти слова, следует повторить то, что вы поняли и запомнили из речи собеседника. 

Попросите разложить на столе 10 небольших предметов. Посмотрите на них внимательно несколько секунд, а потом назовите все предметы, лежавшие на столе, и попробуйте их подробно описать. Человеческое внимание способно воспринимать за один раз от 5 до 9 элементов одновременно. Психологи называют это магическим числом 7 плюс-минус 2. 

Кстати, вы помните, какого цвета глаза у вашего лучшего друга? Никогда не обращали внимания? А можете подробно описать, во что он был сегодня одет? Помните ли вы цвет его волос? Действительно, далеко не все могут подробно описать внешность даже близкого человека… 

Вам, наверное, не раз приходилось слышать от друзей слова, сказанные с затаённой грустью: «Да, я такой невнимательный!» Иногда невнимательность – признак переутомления, усталости, тревожности. В этом случае лучшее лекарство – сон или прогулка на свежем воздухе. На самом деле, невнимательный человек лишён не внимания, а контроля над вниманием. Первоклассник, пропуская объяснения учителя, сосредоточенно наблюдает за полётом мухи, влетевшей в класс. Наше внимание всегда привлекают неожиданные раздражители: громкие звуки, яркие краски, резкие движения, запахи. В таких случаях психологи говорят о непроизвольном внимании. Это своеобразное антивнимание, свойственное постоянно отвлекающемуся человеку. Однако каждый способен в большей или меньшей степени противостоять вторжению непрошеных гостей в свой внутренний мир и намеренно удерживать внимание на чём-то одном, если этого требует оставленная задача. Внимание, которым мы управляем по своей воле, называют произвольным вниманием. Если творческая цель поставлена, даже вмешательство резкого звука или появление яркого пятна может не отвлечь, а привести к неожиданному решению, вызвать из памяти нужный образ. Здесь начинает действовать закон ассоциаций. 

Тренируя внимание, спортсмены, например, используют упражнение «Муха» (рис. 2) Представьте себе, что у нас есть «дрессированная» муха. Она сидит в центре девятиклеточного поля. По команде она умеет двигаться вверх, вниз, вправо, влево на одну клетку. Играют несколько человек, подавая команды по очереди и не допуская выхода мухи за пределы игрового поля. Потренировавшись с нарисованной мухой, можно продолжить игру с закрытыми глазами и передвигать воображаемую муху. Это упражнение развивает не только внимание, но и зрительную память. 


Развивая внимание, человек учится улавливать взаимосвязи, ставить перед собой задачи и решать их в кратчайшие сроки. А это прямой путь к успеху!


Стратегия грамотного письма

 «Сиводня мы пагаварим о правельном напесании слов». Как вы поняли, что слова написаны с ошибками? Не кажется ли вам, что непривычный облик слов «режет глаз»?

    Вы, очевидно, обращали внимание на то, что, когда люди думают и говорят, они двигают глазами. Наши глаза демонстрируют особенности памяти и процесса мышления, показывают, каким образом человек получает доступ к информации, закодированной в его мозге. Наблюдая за говорящим или думающим человеком, можно «по глазам прочитать», КАК люди думают. Заметьте, не «что», а «как». Верите ли вы, что это гораздо полезнее, чем знать, ЧТО он думает? Можно ли увидеть то, чего нет перед глазами? Помните, как Буратино закрыл глаза и увидел жареную курицу на тарелке? А потом тарелку с манной кашей пополам с малиновым вареньем? Открыл глаза – нет тарелки.

    Приходилось ли вам видеть подростков, слушающих плеер? Их глаза направлены в одну точку, взгляд невидящий. О чём это говорит? О том, что в данный момент они одновременно слышат музыку и видят образы, да ещё двигаются в такт музыке. В гипнозе это состояние называется лёгким трансом. В таком же состоянии часто находятся пассажиры метро, продолжающие не законченный утром разговор. Одновременно они проговаривают свои реплики и слышат ответ воображаемого собеседника, видят картинку и испытывают приятные или неприятные ощущения.
Итак, если глаза направлены вверх и влево – сейчас человек видит внутренние образы. Не всегда он отдаёт себе в этом отчёт, но именно сейчас он находится в области зрительной памяти. Вспоминая образы прошлого, мы обычно взглядываем именно вверх и влево.

    Взгляд вверх и вправо: конструирование зрительного образа, внутренней картинки. Как правило, там рождаются образы, которые человек раньше не видел.

    Взгляд горизонтально налево или направо: слуховой канал. Если взгляд направлен горизонтально влево – это слуховая память. Здесь хранятся запомненные звуки (чья-то речь, мелодия, ритмичные стихи). Взгляд, направленный горизонтально направо, означает слуховое конструирование. Обычно это конструирование речи или вслушивание в звуки с новым тембром, ритмом, высотой. Как, например, звучит в нетрадиционной оркестровке любимая мелодия?
    Взгляд вниз налево означает состояние внутреннего диалога. В такие моменты человек комментирует и оценивает свой опыт.
    Взгляд вниз вправо: чувства. В этот момент возникает доступ к чувствам.
    Оказывается, грамотные люди пользуются схожими стратегиями. Назовем их стратегией грамотного письма. Наиболее успешная стратегия начинается в зрительном канале, в области зрительной памяти (вверху слева). Грамотно пишущий человек мгновенно представляет себе написание зрительно знакомого слова вверху слева, даже не осознавая этого. Для некоторых на воображаемом экране внутри возникает чёткое графическое изображение слова. Иногда печатными буквами – так проще. Человек, который сомневается или боится, редко пишет правильно. Его глаза бегают, включается внутренний диалог («Как же всётаки правильно? Кажется, не так. Опять будет двойка»), появляются неприятные ощущения (иногда до тошноты перед диктантом). Грамотный человек смотрит или прямо, или поднимает глаза вверх влево – там у него находится «шпаргалка». Тот, кто не уверен в написании, смотрит в сторону, вниз, слушает внутренний диалог. Волшебной шпаргалки у него нет. Единственное, откуда он может списать, – это тетрадь соседа.

ПРАВИЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОРФОГРАФИИ

 1. Разборчиво напишите слово, вызвавшее трудности, на листе бумаги. Поместите правильное написание слова напротив так, чтобы его хорошо было видно.


2. Закройте глаза и подумайте о чём-нибудь приятном. Например, постарайтесь увидеть что-нибудь вкусное – мороженое. Улыбнитесь с закрытыми глазами. Когда приятное чувство окрепнет, откройте глаза и посмотрите на слово.

3. Теперь посмотрите вверх влево и нарисуйте правильное написание на внутреннем экране.

4. Глядя на внутренний образ слова, нужно назвать его по буквам (именно по буквам, а не по слогам!) Смотришь на букву – называешь её. Пользуясь «шпаргалкой, которая всегда с тобой», спишите буквы, которые видите. Сверьтесь с правильным написанием. Если есть ошибки, повторите с первого шага.

5. Посмотрите на воображаемое слово на внутреннем экране и назовите его, а потом запишите по буквам от конца к началу (задом наперёд).

Сверьте написанное с тем, как было записано слово на листе бумаги. Постепенно этот механизм станет использоваться автоматически. Лучше, если эти упражнения превратятся в занимательную игру.



Полезные советы
Если слово трудно увидеть на внутреннем экране, можно начать с коротких и простых слов. Например, со слова мама или с собственного имени.
Разбейте слова на группы из 2–3 букв и «сложите кирпичики», построив картинку на воображаемом экране. Буквы, которые вызывают сомнение, можно сделать больше, выделить другим шрифтом или цветом. Попробуйте написать слово, водя пальцем по воздуху и представляя его себе. Прочитайте написанное в воздухе.

Советы юным олимпийцам

 


Мудрые люди говорят: для того чтобы напиться, мало видеть воду, надо знать, как её зачерпнуть. То есть речь идёт о стратегии и тактике. Предположим, что сегодняшняя наша цель – успешное решение задач на олимпиаде или конкурсе. Какие общие рекомендации можно дать участнику, который намеревается достичь успеха? Первое – работа над собственным состоянием. Попробуйте выполнить простое упражнение: положите руки на стол, крепко сожмите кулаки, напрягите плечи, мышцы спины, мышцы ног. Посидите так минуты две. Потом полностью расслабьте все мышцы. Откиньтесь на спинку стула. Пусть руки бессильно повиснут вдоль тела, голова склонится к плечу. Как вы думаете, какое чувство больше всего подходит для начала: сильное напряжение или полная расслабленность? Правильно: ни то, ни другое. Гораздо больше подойдут собранность и внутреннее спокойствие. И ещё: самое подходящее чувство для начала – ощущение предвкушения, ожидание чего-то увлекательного, интересного, приятного. Того, что даст вам результат. Кстати, а какого результата вы ожидаете? Видите, как вам вручают заслуженную награду? Слышите слова поздравления и приветствия? Чувствуете удовольствие и желание работать дальше? Помните, что результат, представленный зрительно, аудиально и чувственно, делается более реальным. Великий американский мультипликатор и создатель крупнейшей в мире кинокомпании Уолт Дисней утверждал: «Моё дело было потрясающим приключением, авантюрой первопроходца и старателя в царстве цвета, звука и движения». 

Выполняя задания, пользуйтесь методом «швейцарского сыра». Перед вами огромный кусок, глыба. С чего начать? Попробуйте проделывать дырки. Начните с того задания, которое кажется вам наиболее лёгким и интересным.

Успешная работа в любой области часто начинается с самого маленького фрагмента. Получили результат? Двигайтесь дальше, продолжайте. Некоторые психологи советуют использовать метод «часто и понемногу». Если вы устали, отложите работу. Не огорчайтесь, ведь ваш мозг продолжает незаметно работать над поставленной проблемой. Возможно, решение придёт неожиданно, через несколько дней. Или вам встретится книга, в которой окажется подсказка. Делайте записи на отдельных листках или в специальной записной книжке. У человека всегда существует «веер возможностей». Это отнюдь не образное выражение, а точный юридический термин. Так юристы называют совокупность различных вариантов при выборе цели, средств, путей реализации интересов и намерений, когда человек совершает какие-то поступки. 

Используйте состояние непонимания. Так способны поступать только успешные люди. Они, когда не понимают чего-то, не злятся и не теряют информацию. Ошибка – тоже результат деятельности. Мы находим слабые места, значит, можем направить свои усилия именно туда. А непонимание, как известно, – дверь к пониманию. И ещё: используйте свои ресурсы. Представьте себе, что каждый человек владеет «сундуком с сокровищами». А сокровища помогают добиться успеха. У одного в сундуке отличная память, умение собирать материалы, хорошее образное или логическое мышление, способность сконцентрироваться, обширные знание в разных областях… А что в твоём сундуке с сокровищами? Какими способностями, умениями и возможностями ты обладаешь? А чему ещё следует научиться? Психологи говорят, что у любого человека постоянно есть «зона ближайшего развития» – та область, куда распространяются его интересы и возможности. 

На результат может оказывать влияние и такая особенность склада ума, как «оперативность». В любом классе есть быстрые – «торопыжки» и медленные – «тихоходы», между которыми лежит основная категория – «нормально думающих». Бывает так, что учитель ещё не договорил, а ученик уже выкрикивает ответ с места. Его мало смущает, что впопыхах он что-то упустил, ответ дал весьма приблизительный. Главное для него – суть передана верно! Правда, потом он удивляется, что его собственная оценка знаний не совпадает с оценкой учителя. Но иногда «торопыжкам» удаются блестящие и остроумные ответы. 

В противовес им «тихоход» раскачивается медленно. Долго думает. Его медлительность связана с индивидуальными особенностями, зато ответ основателен, отличается продуманностью и желанием разобраться в вопросе досконально. Кстати, психологи пронаблюдали за математическими олимпиадами школьников и обнаружили, что на них систематически проваливаются сильные математики, удивляя и себя, и учителей, и товарищей. Проваливаются только по одной причине – не хватает времени. Ведь на очной олимпиаде надо решить трудные задачи в определённый срок. Когда же эти ребята не ограничены временем, они решают и более сложные задачи. А среди «тихоходов» немало замечательных учёных. Достаточно назвать имена Альберта Эйнштейна и Нильса Бора. Попробуйте понаблюдать над собственным способом решения конкурсных задач, осознать, что вы уже умеете, что получается легко, а чему следует научиться. Подробнее об этом и других качествах человеческого ума можно узнать из увлекательной книги Виктора Пекелиса «Как найти себя». 

Интересные результаты даёт использование формулы «А что, если?» А что, если решение задач ведёт не только к победе, но и даёт возможность развить свои способности? А что, если чтение этих материалов может помочь не только в подготовке к олимпиадам и конкурсам, но и поможет осознать свои собственные стратегии и расширить их? А что, если бы вы могли попасть в будущее и оттуда сказать что-то очень важное самому себе сегодняшнему? А что, если… 
В заключение следует сказать, что в любой работе очень важен так называемый «выход». Иногда после контрольной работы в школе ученик просто кладёт тетрадь не на стол учителя, а к себе в портфель – по рассеянности. Нетрудно предугадать результат. Помните, что потраченные усилия и время обычно вознаграждаются. Последнее усилие – сдать тетрадку с ответами. Потом можно заняться «разбором полётов» по принципу «Что было сделано хорошо?» и «Что можно сделать лучше?»

Память - источник бессмертия

 

КлИо, МельпомЕна, ЭвтЕрпа, ЭрАто, ТерпсихОра, ТАлия, ПолигИмния, КаллиОпа, УрАния… Кто не знает имена девяти сестёр, древнегреческих муз, богинь поэзии, искусств и наук? Эрато – богиня лирической поэзии – держала в руках лиру, Каллиопа – покровительница эпической поэзии и знания – изображалась со свитком и палочкой для письма, Урания – муза астрономии – с небесным сводом и циркулем… Музы сопровождали бога искусств Аполлона, получившего имя МусагЕта (предводителя муз). Их отцом был сам Зевс-олимпиец, а матерью – богиня памяти МнемозИна. Перед занятиями танцами, поэзией, астрономией или историей греки обращались за помощью к музам. Но именно память древние греки называли «источником бессмертия». А ещё они говорили, что все люди довольны своим умом и никто не доволен своей памятью. «Была бы у меня память получше, я бы…» – мечтали люди. 

В середине прошлого века крупнейший математик и кибернетик Джон фон Нейман(именно ему мы обязаны появлением первой электронновычислительной машины, прабабушки современного компьютера) сделал сенсационное сообщение. Он рассчитал, что человеческий мозг способен вместить около 100000000000000000000 единиц информации. То есть человек способен запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей библиотеки мира! История сохранила примеры феноменальной памяти: Александр

Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и помнили имена всех своих солдат. А их армии составляли более 30 тысяч солдат каждая. Леонард Эйлер, гениальный математик, обладал необыкновенной памятью на числа. Он помнил, например, шесть первых степеней всех чисел до ста. Великий русский шахматист Алехин мог играть «вслепую» по памяти с 30-40 партнёрами, держа в уме все свои ходы и ходы противника, да ещё просчитывая их вперёд. Ну, скажете вы, это же гении! Но чтобы таким объёмом памяти обладал обычный человек?! 

Можно ли считать, что феноменальная память всегда связана с феноменальными интеллектуальными данными? Оказывается, нет. Профессор А. Лурия на протяжении многих лет наблюдал за имевшим неограниченную память репортёром одной из московских газет Шерешевским. Шерешевский помнил всё, что когда-либо в жизни видел и слышал, никогда и ничего не забывая. Но интеллектом обладал вполне обыкновенным, ничем, кроме невероятной памяти, не выделяясь. 

Иногда гениальность сочетается с весьма скверной памятью. Так, сохранились воспоминания современников о Льве Толстом, который с восхищением слушал главы «Войны и мира», напрочь забыв о том, что сам написал эти строки. А всемирно известный биолог Карл Линней, перечитывая свои работы, восклицал: «Как это прекрасно! Если бы я написал это!» Удиви-тельная рассеянность и забывчивость Альберта Эйнштейна стала поводом для множества курьёзных и анекдотических историй. 

И всё же, если мы говорим: «Я не могу этого вспомнить», следует спросить себя, старались ли мы вспомнить это на самом деле. Вполне возможно, что у нас просто не было настоящей необходимости или мы не приложили должных усилий.

Психологи называют целый ряд ситуаций, которые могут ослаблять работу памяти. Это происходит, когда человек спешит, когда на него давят обстоятельства, он обеспокоен или озабочен чем-то, поглощён другим делом, устал или его клонит ко сну. Возможности запоминания ухудшаются, если вы совершаете автоматические действия (действуете по привычке) или то, что вы должны запомнить, не имеет для вас значения.

В основе запоминания лежит концентрация внимания. Сосредоточив своё внимание на запоминаемом, мы используем зрительную, слуховую или моторную память. Подобно компьютеру, человеческий мозг сохраняет многое. Вопрос не только в том, как запомнить, но и как извлечь из памяти хранящуюся информацию. И здесь нам на помощь приходят мнемонические техники (помните древнегреческую богиню памяти Мнемозину?). Один из наиболее распространённых приёмов – «метод мест» – был изобретён греческими ораторами. Суть его состоит в том, чтобы, готовясь к выступлению, оратор представлял себе путь в хорошо знакомой местности, а затем мысленно располагал там вещи (мысли, слова), которые нужно было запомнить. Попробуйте мысленно представить себе вашу комнату или кабинет в школе, внимательно рассмотрите помещение, начав двигаться от двери в привычном для вас направлении. Затем «разместите» на видных местах необходимое для запоминания. Когда настанет время, нужно снова перенестись в знакомое место, «пройтись вдоль дороги» и найти то, что вы там оставили. Особенно часто пользовались «методом мест» средневековые монахи, удивлявшие простых людей невероятными возможностями своей памяти. 

А ещё можно разгрузить память за счёт применения средств внешней памяти. Внешняя память – это записные книжки, ежедневники, карточки, таблицы. Они будут помнить за вас сколько угодно долго!

Другое старое правило «каждой вещи – своё место» тоже таит в себе большие возможности. Оно освобождает память от ненужных усилий по воспоминанию.

Есть приём, который называют «методом сжатия», сокращения. Им пользуются, составляя конспекты. 

Пожалуй, самым популярным ныне приёмом является «метод визуализации», или создание внутренних образов. Для этого нужно научиться видеть предметы мысленно на «внутреннем экране». Этот метод связан с «цепочкой ассоциаций», когда необходимое для запоминания связывают с образами хорошо известных предметов. Так, движение мысли в статье можно ассоциировать с изгибами реки, на каждом повороте которой размещены камни с написанными на них ключевыми словами. 

И снова вернёмся в Древнюю Грецию. Всем известно, что реку забвения греки называли Лета. Испивший воды из Леты забывал о прошлой жизни. Но не все знают, что рядом с Летой находился источник Мнемозины – памяти. Вода из этого источника помогала навсегда запомнить услышанное и увиденное.


Деепричастный оборот. Выделение деепричастного оборота запятыми (видеоурок для учащихся 7 класса)

Мультфильм по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри" ( Предлагаю Вашему вниманию проект учащихся 8 класса)

Михаил Юрьевич Лермонтов. Романтическая поэма «Мцыри»

Аудиосказка о жабе и розе, В.Гаршин ( Готовимся к уроку литературы родного края)

"Бородино" М.Ю. Лермонтов

С Первым Днём Зимы!