Методический калейдоскоп

 


Притча об учёбе: Кремень и огниво

   Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика:

– С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.

– Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.

При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.

   Притча сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.


Работа над сжатым изложением




Работу над сжатым изложением начнём  с того, что попросим девятиклассников дома прочитать текст изложения из демоверсии и «выкинуть из него лишнее, без чего и так понятно».

Даём установку: "Представьте, что вы публикуете текст в журнале и что для него на полосе не осталось места, не лезет он, если не сократить его хотя бы на треть – а лучше и еще больше. Но суть дела нужно сохранить. И еще сформулируйте после работы хотя бы один лайфхак для «сократителей текстов», какой-то совет в помощь."

                Как сжать текст: лайфхаки от 9- классников

1. Стоит сразу вычёркивать лишние дополнения и определения, без которых смысл микротемы не изменится

2. Cжимала текст, делая из двух предложений одно, из словосочетания слово или же выкидывала не очень важные слова, чаще всего это были определения

3. Заменить длинные конструкции на более короткие.

4. Убрать скрытую тавтологию.

5. Я выделил ненужные подробности в тексте, они на общий смысл не влияют, и я решил, что их можно убрать.

6. Прочитав текст, я выделила ключевые слова и постаралась сформулировать микротемы в каждом абзаце, опираясь на них. Я писала изложение, пытаясь сохранить смысл текста, убирая слова, не влияющие на смысл текста.

7. Можно из двух предложений на одну тему сделать одно, выкинув слова «мое», «их» и т.д., превратив их в обороты.

8. Выкидывать слишком красивые, долгие описания вещей, не влияющие на смысл текста. Можно заменить некоторые союзы запятыми. Выкидывать прилагательные, не влияющие на смысл текста (так же, как и некоторые причастные/деепричастные обороты).

 

    Структура и содержание уроков русского языка и литературы в период внедрения ГОС

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя.» -  слова американского писателя и философа Элберта Грина Хаббарда, жившего в 19 веке, но эти слова, как нельзя лучше озвучивают требования стандарта 2 поколения.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед нами, педагогами, в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке позволяет уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Изменяется и структура урока…

Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт, достигаются поставленные цели, рефлексивная самоорганизация и самооценка, опыт коммуникативного воздействия, поэтому просто необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Для включения школьника в активную познавательную коллективную деятельность на уроках русского языка и литературы необходимо: связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, привлекать для обсуждения опыт учащихся.

 В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность.

Одним из методов обучения на диалогическом уроке литературы является метод творческого («медленного» или «пошагового») чтения, приёмами –комментированное чтение; чтение с попутной формулировкой вопросов, приём прогнозированного чтения (или угадывания). «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения.

·     Я использую на своих уроках Инсерт - это приём маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях-закладках то, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.

·     Составление кластера.

При знакомстве с этим приемом работы ребята пользовались памяткой, сейчас эта работа уже не вызывает затруднений, а только неподдельный интерес.

(если необходимо – осуществляется систематизация)

Большую помощь при формировании УУД на уроках русского языка и литературы, особенно для самостоятельной работы, играют рабочие тетради.

В рабочую тетрадь включены задания, которые помогут учащимся вдумчиво читать теоретический материал учебника, выполнять различные задания творческого характера. Кроме того, в тетради включены задания, которые могут служить образцом, либо, которые нуждаются в корректировании, а еще  часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями, которые можно предложить ребятам выполнить в паре. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.

Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. На уроках для работы в паре, в группе можно предложить различные задания. Когда дети готовы они поднимают руки домиком.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течение четырёх лет обучения в начальной школе.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т. е. на любом этапе, на любом виде урока.

Первое, чему нужно научить – это проверять друг друга (ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.)

Следующий этап: научить тренироваться в парах (взаимодиктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии. Я использую различные приёмы рефлексии: лесенка успеха, яблоня, светофор и др. Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Однако процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Таким образом, сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.

Приложение

                               Типология уроков по ГОС

1.Открытия нового знания                                             

2.Отработки умений и рефлексии

3.Построения системы знаний

4.Развивающего контроля

Урок

Цели урока

Структура урока

1.     Открытия  нового знания

 

•   Деятельностная:работает на метапредметный результат. Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

•   Содержательная  - расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

•   Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

•   Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

•   Выявление места и причины.

•   Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

•   Реализация построенного проекта

•   Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

•   Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

•   Включение в систему знаний повторение.

•   Рефлексия УД на уроке

2.Отработки умений и рефлексии

 

•           Деятельностная  - формирование способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений). Формирование регулятивных УУД

•           Содержательная цель – закрепление и коррекция  изученных способов действий, понятий, алгоритмов.

•Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

•Этап актуализации и пробного учебного действия.

•Этап локализации индивидуальных затруднений.

•Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

•Этап реализации построенного проекта.

•Этап обобщения затруднений во внешней речи.

•Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

•Этап включения в систему знаний и повторения.

•Этап рефлексии деятельности на уроке.

3.Построения системы знаний

 

•  Деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

•  Содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий.

 

•   Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

•Этап актуализации и пробного учебного действия.

•Этап локализации индивидуальных затруднений.

•Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

•Этап реализации построенного проекта.

•Этап обобщения затруднений во внешней речи.

•Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

•Этап включения в систему знаний и повторения.

•Этап рефлексии деятельности на уроке.

4.Развивающего контроля

 

•  Деятельностная: формирование способностей к осуществлению контрольной функции

•  Содержательная:контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

 

•  Обучение самоконтролю:

•  Предъявление контролируемого варианта.

•  Использование образца выполнения работы.

•  Наличие понятийно-обоснованного эталона.

•  Сопоставление проверяемого варианта с образцом и эталоном по необходимости.


Развитие мотивации к обучению на уроках русского языка

Каждый проработавший в школе хотя бы несколько лет задаёт себе вопрос: «Почему в наше время, в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе, дети относятся к учёбе совершенно безразлично?» Постоянно слышатся жалобы и реплики о том, что у школьников нет мотивации к обучению.

Я попыталась глубже разобраться в этом вопросе и в данный момент своей педагогической деятельности работаю над проблемой развития учебной мотивации на уроках русского языка. Изучением этой проблемы я занимаюсь третий год и могу сказать, что в настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин этому множество. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся. При изучении мотивации встаёт вопрос, что является её движущей силой, что, в свою очередь, её формирует. Эта проблема актуальна не только для школьного возраста, но и для других периодов жизни человека. Как формируется мотивация у людей? Как она меняется и от чего эти изменения зависят?

Мотивы определяются убеждениями, идеалами, установками, потребностями, интересами. Все эти психические образования взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Задача педагога – диагностировать мотивацию детей и в случае необходимости направлять её в нужное русло. Это будет способствовать формированию социально успешного жизненного стиля учащегося. Поэтому работу по этой проблеме я начала с диагностических исследований потребностей и мотивов учения. Использовала следующие диагностики: «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам», «Мотивы учебной деятельности», «Мотивация успеха и боязнь неудач», «Диагностирование самооценки школьника в учебной деятельности», «Изучение уровня самооценки ученика». Изучила личностную и ситуативную тревожность учащихся.

Используя данные диагностики, на каждом уроке я пытаюсь влиять на мотивацию ученика. Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения. Эта технология включает в себя не только создание особой учебной программы, но и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке. По сути, всю работу учителя по формированию мотивации достижения можно свести к следующим моментам:

- ориентация на реалистический уровень притязаний;

- развитие чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе);

- поддержка уверенности ученика в своих силах через формирование позитивной самооценки.

Каким образом я это осуществляю? При развитии мотива достижения ориентирую учеников на самооценку деятельности. Провожу индивидуальные беседы для обсуждения достижений и неудач, интересуюсь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.

Учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития мотива достижения. Для «сильных» учащихся готовлю дополнительные задания. Ученикам, которые стремятся к избеганию неудач (что выявлено с помощью диагностики), даю задания, ограждающие от публичного осуждения и критики.

В начале изучения темы сообщаю о том, чему дети должны научиться и какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы.  Дети имеют возможность сами выбрать вариант работы.

Предлагаю всем ученикам выбрать приемлемый для них уровень сложности заданий, а одарённым и плохо успевающим – разработать индивидуальные планы обучения. Помогаю ставить перед собой реальные цели. Советую записывать эти цели в тетрадь и отмечать, где и как они будут работать над достижением этих целей, что им для этого понадобится. Веду тетрадь индивидуальных достижений. Каждый учащийся ведёт Портфолио, где фиксируются его успехи и достижения.

Помогаю ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда. После выполнения задания прошу рассказать, что было особенно трудно и как они с этим справились. Обсуждаю причины не только неудач, но и успехов.

Стараюсь создать ситуацию успеха на уроке (атмосфера доверия, обращение по имени, доброжелательный визуальный контакт, постоянно проявление интереса к ученику, сопереживание ему). Помогаю ученику снять чувство страха, не боюсь авансировать ученика, называя его достоинства, так как авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность ребёнка, и он прилагает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику. Стараюсь сделать ситуацию успеха достижимой, выбирая такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач.

Приведу ряд конкретных упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию.

1. Метафоры – притчи.

Метафоры ценны тем, что каждый для себя берёт из их содержания то, что необходимо, понимает её по-своему. Коллективно метафоры не разбираем. Мне кажется, ребята ценят мою веру в их мудрость.

Например. Однажды шёл по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик. «Что ты делаешь?» - спросил мудрец. «Не видишь – я работаю!» - сердито ответил лесоруб. «Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее», - посоветовал мудрец. «не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!» - ответил упрямый.

2. Подростки в силу своих возрастных особенностей начинают всерьёз интересоваться своими интеллектуальными возможностями, резервами памяти, внимания. Предлагаю им на уроке поговорить, например, о свойствах памяти и на примерах изучаемой лексики, орфографии и пунктуации мы учимся эффективным приёмам запоминания. Особенно это уместно при подготовке к написанию контрольного словарного диктанта.

3. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. В начале года я прошу ребят ответить на ряд вопросов:

А. На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь?

Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

В. Записать не менее шести ответов на вопросы:

- Чего не случится, если я буду писать грамотно?

- Чего не случится, если я не буду писать грамотно?

- Что случится, если я буду писать грамотно?

- Что случится, если я не буду писать грамотно?

Эти опросники провожу в начале года и в конце. Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята выставляют карандашом сразу в дневник. Некоторых это стимулирует.

4. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее действие. Заблаговременно сообщаю о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от «тяжкого испытания». Например, от домашнего задания учащийся освобождается, если получил три «пятёрки» подряд по предыдущим домашним работам, а от зачёта, если получил «зачтено» по 90% изученного материала данной темы.

5. Кредит доверия.

В некоторых случаях ставлю отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, что есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

6. Упражнения на развитие визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Подбираю их в зависимости от предстоящего урока, упражнения.

Упражнения типа «что ты видел, слышал, чувствовал, когда ехал в школу, во время прогулки по осеннему парку, когда выполнял домашнее задание по русскому языку и т.д.

7. В начале урока:

- Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

- А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

- Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок.

- Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски.

8. Оратор.

За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

9. Автор.

- Если бы вы были автором учебника, как бы вы изложили ученикам эту тему?

10. Фантазёр.

На доске записана тема урока. Назвать 5 способов применения знаний, умений, навыков по этой теме в жизни.

11. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Делаю это через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

- Что вы уже знаете по этой теме?

- Подберите слова на эту тему.

- Вот видите! В вашей памяти это хранится! Значит, это нужно!

12. Профи.

Исходя из особенностей будущей профессии, ответить на вопрос, зачем нужно изучение этой темы.

Я считаю, что стратегия учителя, создающего активную познавательную атмосферу, заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентации сознания учащегося: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная  с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании. «Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон!»- считал С. Л. Соловейчик, и я не могу не согласиться с этим мнением.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий