Методический кабинет

 

Какой он современный урок?

Учебно-воспитательный процесс и урок соотносятся как целое и часть. И на весь процесс, и на урок как его часть непосредственное влияние оказывают:

- образовательные стандарты и программы с их целями и предметным содержанием;

- современные педагогические подходы (концепции) с их системой целей, принципов, отбором и организацией материала, средствами обучения и контроля.

А образовательные стандарты, программы и педагогические подходы определяются государственным заказом в области образования, заказами различных социальных групп и всеми социокультурными, геополитическими, политическими и экономическими условиями в стране.

В свою очередь в концепции, а значит, и в уроке отражаются требования к содержанию обучения, представленные в государственных стандартах и программах.

Образовательные стандарты и педагогические концепции более или менее адекватно реализуются в учебно-методических комплектах, учебниках и учебных пособиях по предметам, которые являются содержательной основой урока и ориентируют на определенную организацию материала и соответственно всего воспитательного процесса.

В уроке отражаются все особенности целого (учебно-воспитательного) процесса:

- принципы той концепции, по которой построен урок;

- соотношение целей и задач, предусмотренное концепцией;

- набор требований, которые данная концепция предъявляет к отбору и организации материала, к организации деятельности (взаимодействия) учителя и ученика, к процессу и результату этой деятельности, к методической и содержательной логике урока.

Но, кроме этого, у урока есть определенные педагогические черты, которые характерны для него как для организационной формы учебно-воспитательного процесса. Это:

1) общепедагогические характеристики современного урока:

- концептуальные особенности урока, классификации современных подходов и отражение их в уроке;

- общепедагогические особенности урока как организационной формы учебно-воспитательного процесса, его отличия от других форм учебных занятий в школе;

- типологии уроков, описание структуры различных типов и видов урока (его этапах, частях);

2) методическая организация и оснащение урока, его методическая логика;

3) особенности отражения предметного содержания в уроке, его содержательная логика.

 

Самоанализ учебного занятия    
Самоанализ учебного занятия - процедура рефлексивной деятельности педагога, анализ и оценка проведенного им учебного занятия (как правило, по определенному алгоритму или контрольному списку вопросов). Устный самоанализ учебного занятия выступает как составная часть процедуры анализа урока, проводимого руководителем школы или методистом.
Можно привести следующие аргументы, свидетельствующие о пользе самоанализа учебного занятия и необходимости развития у педагогов умений проводить его:
1. Без самоанализа невозможно надеяться на серьезные успехи в профессиональном развитии учителя, рост его потенциала. Дело в том, что развитие не происходит без проблематизации прежнего опыта, без переживания и разрешения кризисов компетентности, когда учитель чувствует и понимает необходимость начать работать по-новому и меняться как личность. Рефлексия, самоанализ - универсальные способы погружения учителя в ситуацию, которая способна перевести его в режим саморазвития.
2. Самоанализ - прекрасное средство психологической самозащиты педагога, поддержания у него того самочувствия, которое великий К. С. Станиславский называл «творческим рабочим самочувствием». Если учитывать ранимость учителя, как и других представителей творческих профессий, то придется признать, что право на самоанализ и оценку своей работы может избавить педагога от многих лишних тревог и переживаний. Это абсолютно не закрывает путь к действительно конструктивной критике его работы в диалоге с экспертами, оценивающими учебное занятие, кем бы они ни были.
3. Без самоанализа педагогу невозможно реально улучшить качество своей работы. Такое улучшение не может произойти только за счет изучения передового опыта и научных достижений. Плохо понимая свою собственную работу и свои проблемы, учитель вряд ли сможет органично встроить чужие достижения в систему своей деятельности. В этом случае он оказывается неподготовленным заказчиком на научную продукцию и опыт коллег. Ход от своих проблем к опыту «классиков» оказывается многократно более плодотворным, чем копирование чужого опыта без примерки на собственную индивидуальность!
4. Без самоанализа учителю трудно осознать себя полноценным и полноправным автором своих собственных разработок, какими бы скромными они ни были. Можно сказать и более жестко: человек, не владеющий самоанализом, вряд ли может быть признан зрелым профессионалом.
5. Без оперативного самоанализа только что проведенного занятия невозможно выстроить целостную и непрерывно развивающуюся систему образовательного взаимодействия «учитель - учащиеся». Даже при самом блистательном календарно-тематическом планировании необходимо реально отслеживать, что удалось и что не удалось сделать. Это необходимо для того, чтобы обеспечить сквозные внутрикурсовые связи, своевременную коррекцию неизбежных отклонений от плана и наращивание достигнутых успехов. Тогда «связь времен» не порвется, и последовательный набор уроков сможет стать настоящей их системой.
6. В условиях либерализации внешнего контроля только своевременный самоанализ и коррекция своей работы страхуют учителя от снижения качества обучения и воспитания школьников.
7. Самоанализ способствует существенной экономии времени на техническую работу. Имеется в виду, что в работе по подготовке к занятиям достаточно четко выделяются, по меньшей мере, две стадии - творческая и техническая. На первой из них мы в творческих муках вынашиваем план урока, и на этом этапе вряд ли уместно экономить время и силы. Другое дело - вторая стадия, когда учитель в удобной для себя форме превращает свой замысел в рабочий план урока. Здесь экономия времени вполне уместна и желательна. Зная о праве быть первым критиком своего урока, учитель вряд ли станет писать избыточно подробные для него планы, ведь все, что необходимо, можно будет прояснить в диалоге при самоанализе урока. Если самоанализ стал привычным для учителя, он без особого труда может оперативно внести нужные поправки в свои основные планы, не готовя каждый год заново пухлые тома своих неизданных сочинений: достаточно изменить то, что реально требует изменений!
Работа руководителей школы по развитию у педагогов навыков проведения самоанализа уроков предполагает решение ряда взаимосвязанных задач. Для этого необходимо:
• пропагандировать и разъяснять всем учителям важность самоанализа и методику его осуществления;
• обязательно включать самоанализ в процедуру посещения и анализа учебных занятий;
• фиксировать и культивировать лучшие образцы самоанализов и передавать их молодым учителям;
• занимать в ходе проведения самоанализа позицию открытого, эмпатического и активного восприятия;
• быть готовым как к постановке автору урока вопросов на понимание, так и к вынесению корректных оценочных суждений в его адрес.
В качестве возможной алгоритмической основы для проведения самоанализа урока можно предложить следующую памятку.
Памятка для самоанализа занятия
A. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3. Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?
1.5. В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?
1.6. Как (и почему) была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, какие, почему и к чему они привели?
B. Удалось ли:
• решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
• избежать перегрузки и переутомления учащихся;
• сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

Формы анализа и самоанализа урока:

1) краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;

2) структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3) системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;

4) полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;

5) структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6) комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7) психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

8) дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т. п.);

9) аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Примеры аспектов урока:

- реализация учителем триединой задачи урока,

- использование развивающих методов на уроке,

- изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся,

- пути развития познавательного интереса,

- формирование общеучебных умений и навыков у школьников,

- проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся,

- организация проблемного обучения на уроке и т. п.;

10) комплексный анализ - эго одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).

Аспекты анализов уроков:

а) исходя из функций, направлений учебного процесса (воспитательная, развивающая, практическая направленность урока, реализация принципов обучения; формирование общих учебных умений и навыков; организация самостоятельной работы учащихся, активизация познавательной деятельности; осуществление межпредметных связей и т. п.);

б) исходя из характера деятельности учителя и учащихся;

в) по компонентам процесса обучения (цели, задачи, содержание, формы, методы, условия успешной организации обучения);

г) по этапам урока (подготовка к восприятию, проверка знаний, умений и навыков, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание, итоги урока и т. п.)

Цели анализа урока:

1. Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.

2. Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса.

3. Инструктирование педагога.

4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.

5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе.

6. Выявление системы работы учителя и др.

Уровни проведения урока

Высший: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися.

Высокий: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачами урока.

Средний: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.

Низкий: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.


 Комплексный анализ урока

Наиболее сложный и целесообразный с позиции обмена опытом - это комплексный анализ урока. При таком анализе предлагаются конкретные задания. Например, один из учителей в течение урока тщательно фиксирует время, которое расходуется на активную умственную деятельность, приемы и способы активизации мышления детей. Затем дает характеристику умственной деятельности детей в течение урока. Другой следит за содержанием материала, фиксирует последовательность изложения идей, использование на уроке новых достижений науки и т. д., давая характеристику научности изучаемого материала. Подобным же образом фиксируются показания по другим сторонам педагогической деятельности. Один педагог специально обращает внимание на стиль и характер деятельности учителя, другой наблюдает и анализирует такие важные стороны деятельности, как методика обучения, разнообразие приемов и способов преподавания нового материала, закрепление и углубление пройденного; организация деятельности детей на уроке; отношения учителя и учащихся, педагогическая этика на уроке. Специально дается педагогическая характеристика личности учителя: его культура, манера говорить, качество речи, точность, логичность и образность языка, стиль отношения с детьми и т. д.

Содержание комплексного анализа урока может быть различным. В. П. Симонов и М. Н. Скаткин указывают на некоторые его направления:

1-е направление

Анализ решаемых учителем задач: как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы учителя, насколько полно достигнуты дидактические и воспитательные цели урока, в какой мере активизировалась познавательная деятельность школьников на разных этапах урока, что стимулирует ответственное отношение учащихся к учебному труду, насколько объективно оценивались знания, умения и навыки, как осуществлялась связь теории с практикой, насколько удачно сочетались содержание и методы обучения, применялись традиционные и новые виды обучения, технические средства, что делалось для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников.

2-е направление

Анализ воспитательного влияния урока: что на уроке служило идейно-нравственному, физическому, эстетическому, умственному, трудовому воспитанию, профориентации учащихся, как знания помогали осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, республики, края, города, района, школы, класса, каковы воспитывающие отношения между учащимися, между учителем и учениками, насколько способствовала организация труда формированию личностных качеств и т. д.

3-е направление

Анализ педагогических возможностей и особенностей учителя: какие личностные качества учителя проявлялись на разных этапах урока (педагогическая этика и культура, внешний вид, эстетика одежды учителя, его речь, манера держаться, авторитетность, умение видеть класс, активизировать и мотивировать труд детей, определять типичные ошибки в их работе и устранять их, оценивать результаты своего труда и итоги работы школьников, вносить коррективы).

4-е направление

Анализ деятельности учащихся на уроке: учет учителем воспитуемости и обучаемости детей, результатов предшествующих занятий, работоспособность учащихся на уроке, умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов, развитие речи, умение применять теорию на практике и др.

В целом диагностика учебного процесса дает представление о результатах обучения, качестве труда учителя и уровне воспитанности школьников. Поэтому в учебной работе могут быть получены некоторые данные, необходимые для деятельности классного руководителя. Создаются возможности для формирования единой оценки учеников учителями, работающими в классе (педагогический консилиум). Многоаспектность изучения учебного процесса и многоцелевое его назначение — важное условие органического включения анализа работы учителя в целостную педагогическую диагностику учебно-воспитательной работы школы.



План беседы с учителем после урока

I. Анализ урока учителем после его проведения.

Первый этап.

1. Каковы первые впечатления.

2. Какая общая оценка урока.

3. Какое настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое).

4. Доволен (недоволен) собой.

5. Все ли задуманное выполнено, или многое не успели.

6. Доволен ли ребятами, или они не понравились своим отношением к учению.

7. Какова дисциплина на уроке.

Второй этап.

1. Характеристика класса.

2. Место разбираемого урока в системе уроков темы.

3. Формулировка образовательных, воспитательных, развивающих целей урока. Достигнуты ли на уроке поставленные цели.

4. Формировался ли познавательный интерес учащихся.

5. Достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений и навыков учащихся.

6. Соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности учащихся и др.).

7. Как работали учащиеся на уроке: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.

8. Удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся.

9. Довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока.

10. Что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке.

II. Анализ урока проверяющим.

1. Анализ целей урока.

- Оценка правильности и обоснованности постановки целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса.

- Постановка и доведение целей урока до учащихся.

- Степень достижения целей урока.

2. Анализ структуры и организации урока.

- Соответствие структуры урока его целям.

- Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

- Целесообразность распределения времени урока между ними.

- Рациональность выбора форм обучения.

- Наличие плана урока и организация его выполнения учителем.

- Оборудование урока.

- Рациональная организация груда учителя и учащихся.

3. Анализ содержания урока.

- Соответствие содержания урока требованиям государственных программ.

- Полнота, достоверность изложения.

- Научный уровень излагаемого материала.

- Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока.

- Политехническая направленность урока, его связь с жизнью, трудовым воспитанием и профориентацией.

- Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов.

- Подведение учащихся к восприятию новых знаний.

- Выделение главной идеи нового материала.

- Формирование новых понятий.

- Актуализация опорных знаний.

- Организация самостоятельной работы учащихся.

- Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса.

- Инструктаж и помощь учителя.

- Степень усвоения нового материала (эффективность).

- Связь нового с ранее изученным.

- Повторение (организация, формы, приемы, объем)

4. Анализ методики проведения урока.

- Обоснованность и правильность отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса.

- Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем.

- Эмоциональность подачи материала.

- Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и ТСО.

- Оценка методической вооруженности и педтехники учителя.

5. Анализ работы и поведения учащихся на уроке.

- Общая оценка работы класса.

- Внимание и прилежание.

- Интерес к предмету.

- Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока.

- Формирование общедоступных умений и навыков.

- Выполнение единых требований.

- Индивидуальная работа со слабыми учениками.

- Степень овладения практическими навыками.

- Характер и виды проверки знаний учащихся учителем.

- Накопляемость, объективность выставленных оценок их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер.

6. Анализ домашнего задания, полученного учащимися.

- Цель, объем.

- Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом.

- Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность.

- Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

7. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

8. Оценка самоанализа, сделанного учителем в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим; заключение по самоанализу.

9. Общая оценка степени достижений учебной и воспитательной целей урока.

- Общая мотивированная оценка результатов урока: оптимальность обучающих действий учителя; качество знаний, умений и навыков учащихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности.

- Аргументированная характеристика достоинств урока.

10. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей гимназии.

11. Недостатки урока.

- Диагностика причин и тенденций в их развитии.

- Предложения по их устранению.

12. Научная обоснованность вывода и оценок.

- Опора на достижения психолого-педагогической науки и передовой педагогический опыт.

- Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.

13. Общие выводы и предложения.

14. Рекомендации учителю по самообразованию на основании выводов и предложений.

15. Заключительное слово учителя.

 

 


 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий