среда, 2 декабря 2020 г.

Память - источник бессмертия

 

КлИо, МельпомЕна, ЭвтЕрпа, ЭрАто, ТерпсихОра, ТАлия, ПолигИмния, КаллиОпа, УрАния… Кто не знает имена девяти сестёр, древнегреческих муз, богинь поэзии, искусств и наук? Эрато – богиня лирической поэзии – держала в руках лиру, Каллиопа – покровительница эпической поэзии и знания – изображалась со свитком и палочкой для письма, Урания – муза астрономии – с небесным сводом и циркулем… Музы сопровождали бога искусств Аполлона, получившего имя МусагЕта (предводителя муз). Их отцом был сам Зевс-олимпиец, а матерью – богиня памяти МнемозИна. Перед занятиями танцами, поэзией, астрономией или историей греки обращались за помощью к музам. Но именно память древние греки называли «источником бессмертия». А ещё они говорили, что все люди довольны своим умом и никто не доволен своей памятью. «Была бы у меня память получше, я бы…» – мечтали люди. 

В середине прошлого века крупнейший математик и кибернетик Джон фон Нейман(именно ему мы обязаны появлением первой электронновычислительной машины, прабабушки современного компьютера) сделал сенсационное сообщение. Он рассчитал, что человеческий мозг способен вместить около 100000000000000000000 единиц информации. То есть человек способен запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей библиотеки мира! История сохранила примеры феноменальной памяти: Александр

Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и помнили имена всех своих солдат. А их армии составляли более 30 тысяч солдат каждая. Леонард Эйлер, гениальный математик, обладал необыкновенной памятью на числа. Он помнил, например, шесть первых степеней всех чисел до ста. Великий русский шахматист Алехин мог играть «вслепую» по памяти с 30-40 партнёрами, держа в уме все свои ходы и ходы противника, да ещё просчитывая их вперёд. Ну, скажете вы, это же гении! Но чтобы таким объёмом памяти обладал обычный человек?! 

Можно ли считать, что феноменальная память всегда связана с феноменальными интеллектуальными данными? Оказывается, нет. Профессор А. Лурия на протяжении многих лет наблюдал за имевшим неограниченную память репортёром одной из московских газет Шерешевским. Шерешевский помнил всё, что когда-либо в жизни видел и слышал, никогда и ничего не забывая. Но интеллектом обладал вполне обыкновенным, ничем, кроме невероятной памяти, не выделяясь. 

Иногда гениальность сочетается с весьма скверной памятью. Так, сохранились воспоминания современников о Льве Толстом, который с восхищением слушал главы «Войны и мира», напрочь забыв о том, что сам написал эти строки. А всемирно известный биолог Карл Линней, перечитывая свои работы, восклицал: «Как это прекрасно! Если бы я написал это!» Удиви-тельная рассеянность и забывчивость Альберта Эйнштейна стала поводом для множества курьёзных и анекдотических историй. 

И всё же, если мы говорим: «Я не могу этого вспомнить», следует спросить себя, старались ли мы вспомнить это на самом деле. Вполне возможно, что у нас просто не было настоящей необходимости или мы не приложили должных усилий.

Психологи называют целый ряд ситуаций, которые могут ослаблять работу памяти. Это происходит, когда человек спешит, когда на него давят обстоятельства, он обеспокоен или озабочен чем-то, поглощён другим делом, устал или его клонит ко сну. Возможности запоминания ухудшаются, если вы совершаете автоматические действия (действуете по привычке) или то, что вы должны запомнить, не имеет для вас значения.

В основе запоминания лежит концентрация внимания. Сосредоточив своё внимание на запоминаемом, мы используем зрительную, слуховую или моторную память. Подобно компьютеру, человеческий мозг сохраняет многое. Вопрос не только в том, как запомнить, но и как извлечь из памяти хранящуюся информацию. И здесь нам на помощь приходят мнемонические техники (помните древнегреческую богиню памяти Мнемозину?). Один из наиболее распространённых приёмов – «метод мест» – был изобретён греческими ораторами. Суть его состоит в том, чтобы, готовясь к выступлению, оратор представлял себе путь в хорошо знакомой местности, а затем мысленно располагал там вещи (мысли, слова), которые нужно было запомнить. Попробуйте мысленно представить себе вашу комнату или кабинет в школе, внимательно рассмотрите помещение, начав двигаться от двери в привычном для вас направлении. Затем «разместите» на видных местах необходимое для запоминания. Когда настанет время, нужно снова перенестись в знакомое место, «пройтись вдоль дороги» и найти то, что вы там оставили. Особенно часто пользовались «методом мест» средневековые монахи, удивлявшие простых людей невероятными возможностями своей памяти. 

А ещё можно разгрузить память за счёт применения средств внешней памяти. Внешняя память – это записные книжки, ежедневники, карточки, таблицы. Они будут помнить за вас сколько угодно долго!

Другое старое правило «каждой вещи – своё место» тоже таит в себе большие возможности. Оно освобождает память от ненужных усилий по воспоминанию.

Есть приём, который называют «методом сжатия», сокращения. Им пользуются, составляя конспекты. 

Пожалуй, самым популярным ныне приёмом является «метод визуализации», или создание внутренних образов. Для этого нужно научиться видеть предметы мысленно на «внутреннем экране». Этот метод связан с «цепочкой ассоциаций», когда необходимое для запоминания связывают с образами хорошо известных предметов. Так, движение мысли в статье можно ассоциировать с изгибами реки, на каждом повороте которой размещены камни с написанными на них ключевыми словами. 

И снова вернёмся в Древнюю Грецию. Всем известно, что реку забвения греки называли Лета. Испивший воды из Леты забывал о прошлой жизни. Но не все знают, что рядом с Летой находился источник Мнемозины – памяти. Вода из этого источника помогала навсегда запомнить услышанное и увиденное.


Комментариев нет:

Отправить комментарий