среда, 2 декабря 2020 г.

Тренируем внимание

Помните, как насмешил всех герой стихотворения С.Я. Маршака «Рассеянный с улицы Бассейной»? 

Вместо шапки на ходу 

Он надел сковороду. 

Вместо валенок перчатки 

Натянул себе на пятки… 

Когда чудак наконец выходит из своего дома в Ленинграде, с ним происходит множество забавных происшествий. А может быть, он не был рассеянным, а о чём-то сосредоточенно размышлял? Поэтому-то и попадал в комические ситуации, ничего не замечая вокруг? 

Знаменитый афинский мудрец Сократ однажды решил принять участие в военных действиях. Присоединившись к колонне воинов, он вместе с ними двинулся в путь. Во время движения колонны он задумался и остановился посреди дороги. Наступила ночь, похолодало, а Сократ продолжал стоять в одном хитоне, погрузившись в размышления. Когда же решение волновавшего его философского вопроса было найдено, оказалось, что так он простоял целую ночь, а войско за это время ушло далеко вперёд. Греки долго потом смеялись над незадачливым воином. Рассеянность Сократа вошла в поговорку. Но ведь можно сказать, что именно способность глубоко сосредоточиться на важной проблеме и дала Сократу возможность стать великим философом! 

Сосредоточенность – обратная сторона рассеянности. И обе они являются характеристиками внимания. Замечено, что все великие учёные обладали способностью сосредоточить мысль на самом главном. А насколько вы умеете быть внимательны и сосредоточенны? Можно ли научиться быть более внимательным? 

Одно из правил внимания гласит: самый короткий путь сделать много дел – делать в одно время одно дело, полностью сосредоточившись на нём. Иначе можно долгие часы проводить за домашним заданием, слушая музыку, поглядывая в окно или телевизор, думая о своих отношениях с товарищами. Глядь – уже поздний вечер, а уроки ещё не сделаны! 

Говорят, Наполеону удавалось делать семь дел одновременно! А Юлию Цезарю – десять! Но факты эти наукой не подтверждены. 

Не приходилось ли вам подмечать, сколько времени вы можете провести, занимаясь одним делом? Русский учёный-физиолог, Нобелевский лауреат в области медицины Иван Петрович Павлов, принимая на работу в свою лабораторию нового сотрудника, обязательно спрашивал: «А сколько времени вы можете работать? Что вас может отвлечь? Что вам нужно, чтобы работать долго?» Попробуйте и вы задуматься над этими вопросами… 

Чтобы проверить объём внимания, можно воспользоваться простым тестом. Приготовьте табличку (рис. 1). 

Затем скажите «испытуемому», что на секунду покажете ему рисунок, где будут цифры. Показав и убрав табличку, попросите его написать цифры и их сумму. А затем спросите, какие цифры на каких фигурах записаны. Большинство «испытуемых» растерянно ответит: «Я не обратил внимания», «Я не заметил» или «Такого задания не было!» Кстати, внимание повышается, если перед выполнением любого задания чётко сформулировать, чего вы хотите. 

Также для проверки внимания можно прочитать вслух фразу, например: «От топота копыт пыль по полю летит»,– и спросить, сколько раз в ней встречается буква «к» (или буква «ы»). Так проверяется не только слуховое, но и зрительное внимание. Ведь чтобы проверить ответ, нужно на воображаемом экране представить фразу написанной или напечатанной, просмотреть её и дать правильный ответ! стати, подобные упражнения повышают грамотность. 

Другая составляющая внимания – наблюдательность. Уже упоминавшийся нами учёный-физиолог Иван Павлов попросил высечь на фасаде здания научного института, которым он руководил, слово «наблюдательность». Это слово было своеобразным девизом исследователя. 

Человеческий мозг часто сравнивают с чрезвычайно быстро работающим компьютером. В этом сила человеческого ума, но в этом и его слабость. Наш ум не привык ждать. Мысли бегут в десятки раз быстрее, чем речь. Поэтому чужую речь мы слушаем вполуха: то внимательно вслушиваемся, то погружаемся в собственные мысли. Нам кажется, что всё понятно, мы уже подыскиваем аргументы для возражения. А оказывается, что смысл сказанного, его логика нами утеряны. Здесь, чтобы проверить себя, можно использовать формулу «Правильно ли я тебя понял?» Проговорив эти слова, следует повторить то, что вы поняли и запомнили из речи собеседника. 

Попросите разложить на столе 10 небольших предметов. Посмотрите на них внимательно несколько секунд, а потом назовите все предметы, лежавшие на столе, и попробуйте их подробно описать. Человеческое внимание способно воспринимать за один раз от 5 до 9 элементов одновременно. Психологи называют это магическим числом 7 плюс-минус 2. 

Кстати, вы помните, какого цвета глаза у вашего лучшего друга? Никогда не обращали внимания? А можете подробно описать, во что он был сегодня одет? Помните ли вы цвет его волос? Действительно, далеко не все могут подробно описать внешность даже близкого человека… 

Вам, наверное, не раз приходилось слышать от друзей слова, сказанные с затаённой грустью: «Да, я такой невнимательный!» Иногда невнимательность – признак переутомления, усталости, тревожности. В этом случае лучшее лекарство – сон или прогулка на свежем воздухе. На самом деле, невнимательный человек лишён не внимания, а контроля над вниманием. Первоклассник, пропуская объяснения учителя, сосредоточенно наблюдает за полётом мухи, влетевшей в класс. Наше внимание всегда привлекают неожиданные раздражители: громкие звуки, яркие краски, резкие движения, запахи. В таких случаях психологи говорят о непроизвольном внимании. Это своеобразное антивнимание, свойственное постоянно отвлекающемуся человеку. Однако каждый способен в большей или меньшей степени противостоять вторжению непрошеных гостей в свой внутренний мир и намеренно удерживать внимание на чём-то одном, если этого требует оставленная задача. Внимание, которым мы управляем по своей воле, называют произвольным вниманием. Если творческая цель поставлена, даже вмешательство резкого звука или появление яркого пятна может не отвлечь, а привести к неожиданному решению, вызвать из памяти нужный образ. Здесь начинает действовать закон ассоциаций. 

Тренируя внимание, спортсмены, например, используют упражнение «Муха» (рис. 2) Представьте себе, что у нас есть «дрессированная» муха. Она сидит в центре девятиклеточного поля. По команде она умеет двигаться вверх, вниз, вправо, влево на одну клетку. Играют несколько человек, подавая команды по очереди и не допуская выхода мухи за пределы игрового поля. Потренировавшись с нарисованной мухой, можно продолжить игру с закрытыми глазами и передвигать воображаемую муху. Это упражнение развивает не только внимание, но и зрительную память. 


Развивая внимание, человек учится улавливать взаимосвязи, ставить перед собой задачи и решать их в кратчайшие сроки. А это прямой путь к успеху!


Комментариев нет:

Отправить комментарий