среда, 2 декабря 2020 г.

Советы юным олимпийцам

 


Мудрые люди говорят: для того чтобы напиться, мало видеть воду, надо знать, как её зачерпнуть. То есть речь идёт о стратегии и тактике. Предположим, что сегодняшняя наша цель – успешное решение задач на олимпиаде или конкурсе. Какие общие рекомендации можно дать участнику, который намеревается достичь успеха? Первое – работа над собственным состоянием. Попробуйте выполнить простое упражнение: положите руки на стол, крепко сожмите кулаки, напрягите плечи, мышцы спины, мышцы ног. Посидите так минуты две. Потом полностью расслабьте все мышцы. Откиньтесь на спинку стула. Пусть руки бессильно повиснут вдоль тела, голова склонится к плечу. Как вы думаете, какое чувство больше всего подходит для начала: сильное напряжение или полная расслабленность? Правильно: ни то, ни другое. Гораздо больше подойдут собранность и внутреннее спокойствие. И ещё: самое подходящее чувство для начала – ощущение предвкушения, ожидание чего-то увлекательного, интересного, приятного. Того, что даст вам результат. Кстати, а какого результата вы ожидаете? Видите, как вам вручают заслуженную награду? Слышите слова поздравления и приветствия? Чувствуете удовольствие и желание работать дальше? Помните, что результат, представленный зрительно, аудиально и чувственно, делается более реальным. Великий американский мультипликатор и создатель крупнейшей в мире кинокомпании Уолт Дисней утверждал: «Моё дело было потрясающим приключением, авантюрой первопроходца и старателя в царстве цвета, звука и движения». 

Выполняя задания, пользуйтесь методом «швейцарского сыра». Перед вами огромный кусок, глыба. С чего начать? Попробуйте проделывать дырки. Начните с того задания, которое кажется вам наиболее лёгким и интересным.

Успешная работа в любой области часто начинается с самого маленького фрагмента. Получили результат? Двигайтесь дальше, продолжайте. Некоторые психологи советуют использовать метод «часто и понемногу». Если вы устали, отложите работу. Не огорчайтесь, ведь ваш мозг продолжает незаметно работать над поставленной проблемой. Возможно, решение придёт неожиданно, через несколько дней. Или вам встретится книга, в которой окажется подсказка. Делайте записи на отдельных листках или в специальной записной книжке. У человека всегда существует «веер возможностей». Это отнюдь не образное выражение, а точный юридический термин. Так юристы называют совокупность различных вариантов при выборе цели, средств, путей реализации интересов и намерений, когда человек совершает какие-то поступки. 

Используйте состояние непонимания. Так способны поступать только успешные люди. Они, когда не понимают чего-то, не злятся и не теряют информацию. Ошибка – тоже результат деятельности. Мы находим слабые места, значит, можем направить свои усилия именно туда. А непонимание, как известно, – дверь к пониманию. И ещё: используйте свои ресурсы. Представьте себе, что каждый человек владеет «сундуком с сокровищами». А сокровища помогают добиться успеха. У одного в сундуке отличная память, умение собирать материалы, хорошее образное или логическое мышление, способность сконцентрироваться, обширные знание в разных областях… А что в твоём сундуке с сокровищами? Какими способностями, умениями и возможностями ты обладаешь? А чему ещё следует научиться? Психологи говорят, что у любого человека постоянно есть «зона ближайшего развития» – та область, куда распространяются его интересы и возможности. 

На результат может оказывать влияние и такая особенность склада ума, как «оперативность». В любом классе есть быстрые – «торопыжки» и медленные – «тихоходы», между которыми лежит основная категория – «нормально думающих». Бывает так, что учитель ещё не договорил, а ученик уже выкрикивает ответ с места. Его мало смущает, что впопыхах он что-то упустил, ответ дал весьма приблизительный. Главное для него – суть передана верно! Правда, потом он удивляется, что его собственная оценка знаний не совпадает с оценкой учителя. Но иногда «торопыжкам» удаются блестящие и остроумные ответы. 

В противовес им «тихоход» раскачивается медленно. Долго думает. Его медлительность связана с индивидуальными особенностями, зато ответ основателен, отличается продуманностью и желанием разобраться в вопросе досконально. Кстати, психологи пронаблюдали за математическими олимпиадами школьников и обнаружили, что на них систематически проваливаются сильные математики, удивляя и себя, и учителей, и товарищей. Проваливаются только по одной причине – не хватает времени. Ведь на очной олимпиаде надо решить трудные задачи в определённый срок. Когда же эти ребята не ограничены временем, они решают и более сложные задачи. А среди «тихоходов» немало замечательных учёных. Достаточно назвать имена Альберта Эйнштейна и Нильса Бора. Попробуйте понаблюдать над собственным способом решения конкурсных задач, осознать, что вы уже умеете, что получается легко, а чему следует научиться. Подробнее об этом и других качествах человеческого ума можно узнать из увлекательной книги Виктора Пекелиса «Как найти себя». 

Интересные результаты даёт использование формулы «А что, если?» А что, если решение задач ведёт не только к победе, но и даёт возможность развить свои способности? А что, если чтение этих материалов может помочь не только в подготовке к олимпиадам и конкурсам, но и поможет осознать свои собственные стратегии и расширить их? А что, если бы вы могли попасть в будущее и оттуда сказать что-то очень важное самому себе сегодняшнему? А что, если… 
В заключение следует сказать, что в любой работе очень важен так называемый «выход». Иногда после контрольной работы в школе ученик просто кладёт тетрадь не на стол учителя, а к себе в портфель – по рассеянности. Нетрудно предугадать результат. Помните, что потраченные усилия и время обычно вознаграждаются. Последнее усилие – сдать тетрадку с ответами. Потом можно заняться «разбором полётов» по принципу «Что было сделано хорошо?» и «Что можно сделать лучше?»

Комментариев нет:

Отправить комментарий